» »

Египетские украшения карандашом. Египетские украшения. Украшения в египетском стиле

20.11.2023
элеонора брик

Древние египтяне делали украшения, которые вешали на шею, пальцы, запястья, уши. Они были амулетами, оберегами от нечистых сил, помогали в охоте и других сферах жизни. Сейчас египетские украшения используются по прямому назначению – в качестве дополнения к нарядам и созданию образов.

Украшения Древнего Египта

Украшения Древнего Египта начали свою историю давно. Сначала их изготавливали из природных материалов, таких как: камень, дерево, минералы. Позже уже добавились драгоценные металлы и камни. Статус человека определялся количеством драгоценностей на его теле и в отделке дома. Что говорить о фараонах, они обвешивали тело роскошным золотом и каменьями.

Древние египетские украшения носили и мужчины, и женщины. Их делали для живых людей и для мумий. Это были короны, перстни, нагрудные колье. Они украшались драгоценными и полудрагоценными камнями: лазурит, изумруд, аметист, бирюза, оникс и др.

В драгоценностях использовались символы, каждый из которых означал что-то свое. Уджат – защита и исцеление. Это продолговатый глаз, который рисовали на гробницах для спокойного существования и защиты души умершего человека. Анкх – вечная жизнь. Он популярен и в современное время. Выглядит он как крест с кольцом сверху.

На драгоценностях использовались изображения животных: например, жук скарабей. Он символизировал перерождение души и восходящее солнце.

7 декабря 2014, 10:11

«Могуче сердце твое…, О Великая — ставшая небом.

Наполняешь ты всякое место своей красотой.

Земля вся лежит пред тобой — ты охватила ее,

окружила ты и землю и все вещи своими руками.»

Молитва Небу в образе богини Нут

«Тексты Пирамид»
В этой статье я не буду вдаваться в историю, рассказывть подробно о Богах и их пантеонах. Моя задача проникнуться духом и красотой египеских украшений, немного остановившись на практическом применении данных украшений самими египтянами.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тыс. до н.э. задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывались свои пантеоны и культы богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах и змеях…

Египтяне верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их.

В ювелирных украшениях Египта всегда присутствовал образ божества, самым распространенным из которых было изображение скарабея - Кефера.


Важным было и место расположения украшения на теле человека: Грудь (Анахата) - украшения носили для защиты сердца, именно рядом с сердцем чаще всего носили скарабея и символы связанные с возрождением. Древние говорили, что такие же крылья как у скарабея (невидимые глазу, но в нужный момент дающие возможность полета) мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их;

Середина лба (третий глаз, Аджна) - египтяне закрывали ее символами воли и могущетсва — змея Буто (Урей) и пр.;


Запястья, плечи, лодыжки — на запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора — оно помогает хорошо видеть, встречались так же синей краской написанные иероглифы, обозначающие воду-позволявшие соприкоснуться с определенной психической силой и понять ее.


У древних египтян был богатый выбор драгоценных предметов, посвященных магической стороне жизни. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает “земля Амона, или Амена”. Ti – это магический квадрат, Amen – это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум — соединение золота, серебра и металла, напоминающего серебро но с блеском платины. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

Добро пожаловать в мир магии египетских украшений!






















Доподлинно известно, что египтяне любили украшать себя. Красивые браслеты из драгоценных камней, родовые печати — кольца, изысканные короны служили не только показателями состоятельности их владельца, но и социального статуса и даже наличия определенных привилегий государственного служащего. Древние украшения Египта украшались иероглифическими надписями и символами: бессмертия — скарабея, защиты — крылья Исиды и другие.

Материалами для изготовления знаков царской власти служили золото, серебро. При изучении нескольких экспонатов исследователями, удалось выяснить, что камни на артефактах с гробницы фараона Тутанхамона, имеют внеземное происхождение. Они выплавлялись из материалов, найденных в , и представляют собой фрагменты метеоритов.

Украшения в Древнем Египте

Египетский музей древностей (г.Каир, Тахрир)

Золотая маска фараона Тутанхамона. Египетский музей древностей. Каир.
Золотое кольцо фараона Тутанхамона со скарабеем. Египетский музей древностей. Каир.


Ювелирное украшение древнего Египта.
Брошь Тутанхамона, Древний Египет. Каирский музей древностей. Материалы — золото и серебро.
Золотая повязка. Египетский музей древностей.
Двойной инкрустированный браслет фараона Шишонка I Древнего Египта. XXII династия. На древнем украшении Египта изображен глаз «Уджат» и «Неб», символизирующие вечную защиту царя. Материалы: лазурит, сердолик, золото. Столица Танис. Египетский музей древностей.
Ожерелье фараона Псусеннса с семью нитями. Нижний Египет, губернаторство Шаркия. Древняя столица Танис. Третий переходный период, XXI династия. Материал: золото. Вес: 8640 гр. Египетский музей древностей, Каир.
Скульптура Тутанхамона. Вырезана из дерева. На голове фараона — традиционное украшение древнего Египта и символ царской власти: корона с коброй и урей.
Воротник из золотого фаянса. Период XXVIII династии Древнего Египта.
Урей фараона Сенусерта II. Египетский музей древностей. Каир.
Золотой браслет фараона Псусеннеса I. Нижний Египет, губернаторство Шаркея, Танис. Материал: золото. Третий промежуточный период, XXI династия Древнего Египта. Украшение было найдено на мумии царя Псусенниса. На браслете выгравировано имя царя и его должность. Текст гласит: «Царь Верхнего и Нижнего Египта. Господин обеих земель. Возлюбленный Амона. Пусть ему будет дарована жизнь иная жизнь в Боге, Владыки радости и счастья».
Амулет Исиса с цепочкой. Принадлежал генералу Уджедбаунджед. Содержит изображение Исиды — женщины с солнечным диском на голове.
Браслет с фиксацией Тутанхамона (Небкеперуре). Верхний Египет, провинция Луксор, Западный берег, древние Фивы. Долина Царей. Новое царство, XVIII династия. Обнаружен в гробнице фараона в 1922 г. при проведении экспедици Картером. Изготовлен из золота, синего стекла, лазурита, кальцита.
Пектограмма фараона Тутанхамона. Подвеска «Крылатый скарабей». Материалы: стекло, золото, халцедон. Центральным элементом украшения древнего Египта является скарабей из халцедона с крыльями. В одной его лапе — цветок лотоса, в другой — урей или кобра. Он держит в своих передних лапах лодку, на которой находится глаз Гора. С двух сторон от него находятся уреи — змеи. Символ Уджат увенчан золотым полумесяцем и изображением ключевых религозных культов в серебре: Тота, Ре-Хорахти и царя.
Пектограмма с именем фараона Тутанхамона. Верхний Египет. Провинция Луксор — древние Фивы. Западный берег Нила. Долина царей. Материалы: золото, лазурит, сердолик, синее стекло. Период нового царства, XVIII династия. Скарабей в центре украшения имеет крылья сокола Гора.
Два браслета фараона Рамзеса II. Материалы: золото и лазурит. Период Нового царства, XIX династия Древнего Египта. На украшения нанесены картуши царя. Браслет из золота Древнего Египта.
Браслет Тутанхамона с бисером. XVIII династия Нового царства Древнего Египта. Материалы: золото, сердолик, лазурит, яшма. Содержит изображение глаз Гора и мельчайших скарабеев. Был найден на груди мумии египетского фараона при открытии гробницы Картером в 1922 г.
Браслет фараона Египта Псусеннеса (греческое имя). XXI династия. Найден в — древней столице Танис. Дата изготовления: примерно 1047 — 1001 г. до н.э. Египетское имя фараона — Пасебахенниут. Данное ему при короновании имя Ахеппере Сетепенамун переводится как «Великая стена Ра, избранный Амоном». Он был сыном Пениджем и Хенуттави, дочери Рамзеса II и его сестры Митнеджмет. Украшения древнего Египта. Парик.


Царевна была дочерью Сенусерта II. Ее гробница была обнаружена в 1914 году у пирамиды отца в Эль-Лахуне. Хотя гробница была разграблена, в нише обнаружился тайник с прекрасными ювелирными украшениями и предметами туалета. В центре этой ажурной подвески изображен картуш Сенусерта II на фигуре бога вечности Хеха. Для инкрустации использовано более 370 деталей.

Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э.

Меререт была дочерью Сенусерта III и сестрой Аменемхета III, а ее погребение находилось на территории пирамидного комплекса отца. В погребении сохранился богатый инвентарь, в том числе превосходные ювелирные украшения, среди которых и эта ажурная пектораль (нагрудное украшение).


Около 1840 до н. э. Золото, аметист.

Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей.

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Плеть царевны Неферуптах. Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III).


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза


Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи


Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III


Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины


Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.


Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.


Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка


Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона


Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой


Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната


Бусы
Около 1375 до н. э.


Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло
Пример "барочных" тенденций. Характерен для некоторых изделий из гробницы Тутанхамона


Пектораль в виде священного жука-скарабея
Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем


Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло


Пектораль со скарабеями и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.

Здесь изображены символы Луны (бог Тот) и Солнца (бог Ра).


Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс


Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади


Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила


Золотой трон Тутанхамона. Вид сбоку
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация


Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло


Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь


Деталь ожерелья (застежка-противовес)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Деталь ожерелья (пектораль)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола


Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло


Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло


Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло


Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"


Пряжка
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото


Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.


Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен


Амулет из гробницы Тутанхамона
Около 1334 - 1328 до н. э.
Позолоченное дерево, сердолик, полевой шпат


Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")


Накладка на мумию в виде птицы «ба»
Около 1325 до н. э.
Золото, полудрагоценные камни


Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра


Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице


Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс


Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь


Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.


Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса


Ожерелье с изображениями грифа и кобры

Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона


Пектораль с богинями-сестрами Нефтидой и Исидой. Фрагмент
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, стекло
Богини-сестры Нефтида и Исида, присевшие по сторонам большого скарабея. Солнечный диск, скарабей и уреи составляют формулу воскрешения, оживающего фараона в загробном царстве


Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Это украшение подвешивалось на длинных нитях бус с инкрустированными застежками, в форме которых часто повторялись элементы декора самой пекторали


Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды
Золото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)


Украшение с пожеланием, чтобы усопшему царю было даровано пребывание в вечности. Фрагмент
Золото, сердолик, цветная паста
В центре - фигура богини вечности Геи, поддерживающей глаз Гора; по сторонам от нее - две кобры, увенчанные дисками; символы, расположенные по краям, означают бесконечность времени


Урей Сенусерта II
Золото, драгоценные и полудрагоценные камни
Урей был обнаружен недалеко от пирамиды Сенусерта II в Иллахуне (Фаюмский оазис). Возможно, он был украден и потерян грабителями. Это замечательное ювелирное украшение было частью реальных царских инсигний


Серьги с египетскими коронами
3 - 2 век до н. э.
Золото, полудрагоценные камни, стекло


Медальон с изображением Исиды и Сераписа
222 - 180 до н. э. (правление Птолемея IV или Птолемея V)
Золото



Браслет
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло


Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом


Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах


Бусы с подвеской «лунулой»
2 век н. э.
Золото, аметист, жемчуг
Подвеска "лунула" в форме полумесяца была распространена как амулет на женских портретах мумий со второй половины 2 века