Определение особенности подросткового возраста обществознание. Сообщение на тему: "Подростковый возраст. Психологические особенности". Реальные проблемы. Статистика
Понятие возраста. На этом уроке мы постараемся обсудить такие важные вопросы, как разница в возрасте. Что такое подростковый возраст? Какие проблемы волнуют подростков? Что нужно, чтобы сложности и особенности возраста не мешали межличностным отношениям.
Тема: Человек
Урок : Подросток: кто это?
На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.
Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).
Дети младшего и старшего подросткового возраста соответственно
В возрасте 10-12 лет человек переживает младший подростковый возраст, именно его вы сейчас и переживаете.
Для подросткового возраста характерны многие изменения как внешние, так и внутренние. Иногда этот возраст называют «вторым рождением». В таком сравнении есть доля правды, поскольку изменения, происходящие в организме в этот период, очень серьезны. Подростковый возраст - это период перехода из детства во взрослую жизнь. Когда наступает подростковый период, человеку, как правило, становится интереснее общаться с взрослыми людьми, он начинает интересоваться тем, о чем разговаривают взрослые люди, и даже в одежде и по поведению хочет быть похожим на взрослых.
Рис. 3. Дети подражают взрослым ()
Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.
Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст - это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.
Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении ()
Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.
Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии - девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.
Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.
Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура - 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.
Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.
Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден - значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.
Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период - отрочество - закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).
Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.
Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока ()
Подростковый возраст - естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание - сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. - Просвещение, 2004 ().
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.
1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.
2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.
3. * Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.
Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский.
В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту.
Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности , связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций.
Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления.
Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками.
Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается.
Сейчас по данным, например, комиссии по народонаселению ООН, которая заседала в 2014 году, было принято представление о том, что подростковый и юношеский возраст может длиться до 24 лет и начиная с 10–11. То есть мы сейчас видим, что из длительности в 2–4 года, из периода перехода это становится важным периодом жизни длительностью уже 12–14 лет. Здесь уже появляется вопрос: насколько мы можем говорить в этой ситуации о подростковом возрасте как о периоде перехода? Вполне возможно, что это скорее является периодом жизни человека, в котором человек функционирует как взрослая особь.
Мы знаем примеры, когда подростки сами зарабатывают тем же видеоблогингом уже в возрасте 13–14 лет. И если смотреть на подростков с точки зрения экономической состоятельности, то мы знаем примеры их экономической состоятельности.
Мы можем посмотреть и на другие особенности проявления подросткового возраста. И получается, что, говоря о подростковом возрасте в современном обществе, важно обозначить и то, какое общество сейчас стало. И безусловно, первой особенностью современного общества является его гибкость, изменчивость, транзитивность. Об этом пишет и Марцинковская, об этом пишет и Поливанова Катерина Николаевна, а также ряд других наших коллег. Маргарита Спаньоло Лобб тоже обращает на это внимание.
Дальше встает вопрос: в этом изменчивом и транзитивном обществе, в котором нет устойчивой структуры, в котором трудно проектировать собственное будущее, в котором твоя профессия может измениться за несколько лет, что происходит в современном обществе с подростком? Первый момент, на который обращает внимание тоже ряд исследователей, – это то, что у подростков перестала формироваться или может перестать формироваться потребность в жесткой идентичности как такого устойчивого и неизменчивого образа "я". Эта идея довольно спорная и требует тщательных исследований.
Например, Катерина Николаевна Поливанова говорит о том, что в современном обществе у подростков могут формироваться алгоритмы, фреймы, подросток скорее осваивает разные способы поведения и разные роли с целью обогащения и обретения такого большого репертуара ролей, которым он потом может пользоваться в своей жизни.
Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами.
Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию.
В этой связи сейчас нормально для подростка (и это требование общества!) сформировать способность осуществлять быстро выбор, сформировать навык ориентации в большом объеме информации – того объема информации, который сейчас доступен подростку с учетом интернета, социальных сетей, большого количества контактов. Он был недоступен для человека конца прошлого столетия – начала 2000-х годов, в эпоху до интернета.
И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной.
И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования.
Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора.
Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома.
Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка.
Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.
Тем не менее мы сейчас наблюдаем, что эта среда также поменялась. Если раньше были уличные компании, в которых собирались подростки, и это были устойчивые уличные компании, то сейчас мы обнаруживаем, что в городской среде устойчивые компании практически ушли. С распространением мобильного интернета появилось большое количество быстро собирающихся и быстро распадающихся групп подростков. Доступность и возможность организовать себя в такую группу сверстников, которая тебе удобна, с одной стороны, позволяют подростку развиваться в более комфортной среде общения со сверстниками.
С другой стороны, в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей, проще их не преодолевать. Можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. И это, безусловно, влияет на те навыки, которые формируются у современного подростка. И как мне кажется важным, что общество моделирует само себя, общество работает как самонастраивающаяся система. В зависимости от того, какие навыки нужны подрастающему поколению, какие навыки нужны тем людям, которые послезавтра будут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества, эти навыки сейчас и формируются у подростков.
Понятие возраста. На этом уроке мы постараемся обсудить такие важные вопросы, как разница в возрасте. Что такое подростковый возраст? Какие проблемы волнуют подростков? Что нужно, чтобы сложности и особенности возраста не мешали межличностным отношениям.
Тема: Человек
Урок : Подросток: кто это?
На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.
Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).
Дети младшего и старшего подросткового возраста соответственно
В возрасте 10-12 лет человек переживает младший подростковый возраст, именно его вы сейчас и переживаете.
Для подросткового возраста характерны многие изменения как внешние, так и внутренние. Иногда этот возраст называют «вторым рождением». В таком сравнении есть доля правды, поскольку изменения, происходящие в организме в этот период, очень серьезны. Подростковый возраст - это период перехода из детства во взрослую жизнь. Когда наступает подростковый период, человеку, как правило, становится интереснее общаться с взрослыми людьми, он начинает интересоваться тем, о чем разговаривают взрослые люди, и даже в одежде и по поведению хочет быть похожим на взрослых.
Рис. 3. Дети подражают взрослым ()
Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.
Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст - это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.
Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении ()
Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.
Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии - девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.
Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.
Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура - 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.
Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.
Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден - значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.
Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период - отрочество - закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).
Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.
Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока ()
Подростковый возраст - естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание - сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. - Просвещение, 2004 ().
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.
1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.
2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.
3. * Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность - это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми.
Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.