» »

Повседневная жизнь пакистанских семей. Замуж в индию, замуж в пакистан Пакистанские женщины

07.12.2023

Если взять во внимание положение женщин в обществе, то Пакистан — это весьма неоднородная страна. С одной стороны, в больших городах есть много образованных женщин, живущих в условиях относительного равноправия: у них есть доступ к общественной жизни, образованию и политике. Пакистан — это единственное государство мусульманского мира, где женщина — Беназир Бхутто — долгое время была главой правительства. С другой стороны, в большинстве районов страны женщины без разрешения мужа или членов семьи не могут даже выйти из дому. В результате насилия по мотивам семейной чести в Пакистане ежегодно погибают около 1 000 женщин. А в рейтинге самых опасных стран для жизни женщин Пакистан занимает третье место. Смотрите освобожденных женщин Пакистана в фоторепортаже Зохры Бенсемра.

18 ФОТО

1. Ansa Hasan — женщина-руководитель. Она возглавляет отдел маркетинга известной во всем мире фирмы «Porsche» в Пакистане. На фото: Ansa перед фирменным салоном автомобилей Porsche в Лахоре. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
2. Ansa Hasan — руководитель отдела маркетинга фирмы Porsche в Пакистане — в своем доме. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
3. Захра Африди. Она занимается дизайном интерьера. У нее есть собственная фирма. А в свободное от работы время она любит заниматься спортом — кикбоксингом. На фото: Захра во время тренировки в Исламабаде. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
4. Фирма Захры Африди работает над новым поектом — оформляет Classic Rock Coffee в Исламабаде. На фото: Захра инструктирует своего сотрудника — плотника. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
5. Дизайнер интерьера Захра не только руководит, она не боится физической работы и некоторые декорации выполняет собственноручно. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
6. Erum Ahmed — владеет текстильной компанией «So Kamal» и одновременно является ее генеральным директором. Фабрика была открыта 3 года назад. Erum не только нанимает женщин, но и пытается вызвать интерес у других женщин к работе в ее компании, что в таком консервативном городе как Фейсалабад не является общепринятым. На фото: Erum Ahmed обсуждает рабочие моменты с сотрудниками своей фабрики. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
7. Aleena Raza — дочь владелицы компании «So Kamal» — тоже работает в фирме матери. Она менеджер текстильной компании. На фото: Aleena в спальне своего дома в Лахоре. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
8. Aleena Raza со своим сыном Райаном. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
9. Инструктор по фитнесу Зайнаб Аббаса проводит специальные тренинги для беременных женщин. Она обучалась в Бангкоке. На фото: Зайнаб (слева) во время занятий по пилатесу в своей студии в Лахоре. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
10. Иструктор по фитнесу Зайнаб Аббаса (справа) в свободное от работы время. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
11. Сана Мир (в центре) по профессии инженер. Она окончила университет. Но страсть к спорту привела ее в сборную команду по крикету. Теперь Сана капитан женской команды. На фото: Сана с подругами во время тренировки перед турниром International Cricket Council (ICC) World Twenty20. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
12. Сана Мир — капитан команды по крикету — во время тренировки. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
13. Альпинистка Nazia Parveen. Она родом из Федерально управляемой территории племен (ФУТП) Пакистана. Nazia хочет, чтобы женщин в консервативном пакистанском обществе воспринимали по-другому. Она считает, что нет ничего невозможного, если кто-то этого действительно хочет. На фото: Nazia на одной из скал где-то недалеко от Исламабада. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
14. Альпинистка Nazia Parveen и ее партнер в горах около Исламабада. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
15. Детский сад «Treehouse» в Исламабаде, которым руководит Naadiya Manzur. На фото: уроки фортепиано для детей. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
16. Naadiya Manzur (в центре) — директор детского сада «Treehouse» — с мужем Омаром и сыном Zidaanem в их доме в Исламабаде. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
17. Педагог и модель Фатима (справа) в своем доме в Лахоре. Фатима является генеральным директором компании «Beaconhouse School System» — сети частных школ, основанной ее свекровью. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).
18. Фатима — модель и педагог — в своем доме в Лахоре. (Фото: ZOHRA BENSEMRA).

Попробуйте с ходу ответить, чем примечателен день 25 ноября. Вряд ли получится. Это не 8 марта и не 23 февраля - на устах не крутится. Тем не менее это один из важнейших дней в календаре ООН - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

Мы живем в очень противоречивый век. С одной стороны, феминистское движение пытается отвоевать все больше прав для женщин, часто впадая в крайности в этой борьбе. К примеру, в некоторых европейских странах, если мужчина пытается уступить женщине место, это может быть воспринято как оскорбление. С другой - равенство полов гарантировано по Конституции в 143 странах мира, а 52 страны сделать это отказались (данные на 2014 год).

В их числе - Саудовская Аравия - одна из богатейших стран мира, располагающая четвертью всех запасов нефти на планете. Уровень жизни там один из самых высоких в мире, но на положении женщин это никак не сказывается. В стране на официальном уровне узаконены вековые традиции, согласно которым распоряжаться собой женщина не может. Даже на свободное передвижение прав она не имеет, ее обязательно должен сопровождать опекун: отец, брат, муж. Отец или брат решают, стоит ли ей обучаться грамоте, а также когда и за кого она выйдет замуж.

Хотя о какой свободе передвижения идет речь, если до недавнего времени женщина в Саудовской Аравии была приравнена к предметам обихода, вещам. У домашних животных прав было больше. Буквально несколько месяцев назад ученые этой страны пришли к «гениальному» выводу: женщина тоже млекопитающее, а значит, должна быть уравнена в правах с домашними животными этого класса: верблюдами, козами. Феминистки всего мира заявили, что будут с нетерпением ждать, когда мудрые саудиты «разглядят» в женщине признаки человека.

В Индии статус женщины значительно выше, чем в Саудовской Аравии. Но и он превращается в ничто, когда в силу вступают дикие традиции этой страны. Когда-то население многих штатов свято соблюдало правило из древней религиозной индийской легенды. Согласно ей, божество Рудра (одно из воплощений верховного божества Шивы) имело жену по имени Сати. Когда Рудра умер, Сати в знак скорби и верности принесла себя в жертву на погребальном костре. Ряд индийских племен поступали также: если умирал муж, жена обязана была заживо сжечь себя на костре. И хотя этот обычай был запрещен на уровне государства, в отдельных провинциях он практикуется до сих пор.

Процветает в этой стране и еще один чудовищный обычай. Кстати, он же распространен и в Пакистане. За преступления мужчины в наказание насилуют его жену, незамужних дочь или сестру. И там же до сих пор соблюдается обычай «убийства чести». Если женщина каким-то образом скомпрометировала себя (от факта измены мужу или только подозрения на нее до разговора незамужней девушки с посторонним мужчиной), ее ждет смерть от руки ближайшего родственника: мужа, отца, брата. По официальным данным, ежегодно только в Пакистане от рук родственников погибает примерно тысяча женщин.

Кстати, этот обычай до сих пор процветает в Египте и Турции. 25-летняя Фарзаны Икбал тайно вышла замуж по любви. Она была забита насмерть мужчинами, которых было более десяти человек. В их числе - отец, родной брат и… тот, ради которого она пошла на этот шаг.

В Пакистане женщина рискует собой даже тогда, когда по каким-то причинам отказывает в предложении руки и сердца. Несостоявшийся «опозоренный» жених или его родственники подкарауливают несчастную и обливают лицо серной кислотой. «Так не доставайся же ты никому» по-пакистански.

Дикость даже этих обычаев меркнет по сравнению с вековым обрядом многих африканских, ближневосточных и некоторых латиноамериканских народностей, который их жители умудрились после переселения перенести в Европу. Речь о женском обрезании.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, через этот ритуал прошли 84 миллиона живущих сегодня женщин. В Англии он законодательно был запрещен еще в 1985 году, однако национальные общины продолжают его практиковать. Случаи женского обрезания только в последние десять лет были зафиксированы во Франции, Германии, США, Финляндии.

Обряд совершается над девочками от девяти до тринадцати лет. В ходе него у ребенка удаляются малые половые губы, клитор. Делается это с целью лишить будущую женщину сексуального влечения (чтобы была верна мужу). И еще одна - не менее важная для народа цель - после операции женщина становится более привлекательной для мужчин, так как обрезанные зарубцевавшиеся края не дают влагалищу растянутся даже после родов - это повышает сексуальное удовольствие для ее мужа.

Существует несколько видов подобного обрезания, самый варварский из которых - «фараоново обрезание». Девочке не просто удаляют названные органы, но еще и зашивают верхние половые губы, оставляя маленькое отверстие для выхода мочи. После чего ей пеленают ноги, и в таком положении она остается от пятнадцати до тридцати дней, пока раны не заживут и швы не срастутся. После выдачи девочки замуж тот, кто зашивал девочку, решает, стоит ли ей «расширить» оставленное отверстие для того, чтобы в него мог войти муж. При родах сшитые губы распарываются, а после зашиваются вновь. И так при каждых родах.

Отдельно следует отметить, что подобные операции проводятся местными бабками-знахарками подручным инструментом и в антисанитарных условиях. При этом процент смертности от повреждений при операциях, кровотечений и сепсиса - один из самых высоких среди прочих причин женской смертности в таких общинах.

Но это далеко не все, на что способны народны развитых и развивающихся стран. Например, в Кувейте во время свадебной церемонии практикуется обряд дефлорации (лишения девственности). В присутствии гостей девственную плеву разрывают пальцем, обернутым в белую ткань, которая должна обагриться красным. При этом свое лицо на протяжении всей жизни девушка может показывать только жениху и мужу.

На Суматре обряд дефлорации начинает отец девушки. Затем к нему присоединяются братья отца и матери невесты, независимо от возраста. Случается, что возле ложа новобрачной в очередь выстраиваются до двух десятков мужчин от 10 до 70 лет.

Шокирующие обряды и традиции в отношении женщин в наше время существуют не только среди африканских народностей.

В Албании и Черногории есть такое явление, как вирджины. Это девочки, которых с детских лет воспитывали как мальчиков. И не просто воспитывали. Девочками запрещалось даже идентифицировать свою принадлежность к прекрасному полу. Все жители деревни должны были относится к ней как к мальчику. Она не могла играть с кем-либо из сверстниц - только с мальчиками. Ей давали мужское имя, она носила соответствующую одежду и с детских лет приучалась охотиться, рубить дрова, выполнять любую мужскую работу.

Таким способом родители компенсировали отсутствие сына в семье. Причем девочку «переделывали» в мальчика и в том случае, если единственный сын умирал. Этим «переделанным» особям даже документы выдавались как на лиц мужского пола. В брак они никогда не вступали. Но вот что удивительно, после их смерти причитать над ними как над мужчинами не позволялось.

По данным официальной прессы, в Албании и Косово до сих пор живут порядка 150 вирджин, хотя на государственном уровне их статус запрещен. Последняя черногорская вирджина ушла из жизни порядка 30 лет назад, о чем сообщили все черногорские и албанские газеты.

ООН продолжает борьбу за права женщин во всем мире. В 2010 году в этой организации был создан вспомогательный орган по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. За эти же годы в развитых европейских странах в результате миграционных процессов резко возросло число женских обрезаний и увеличился процент смертности от подобных обрядовых операций.

Саира Лиакат делает макияж клиентке. Девушка благодарна, что в реабилитационном центре ей доверили работу косметолога, но волнуется, что ее может подвести ее плохое зрение. Я уже давно думала... выкладывать или не выкладывать этот материал, но в последнее время в блогах много подобных постов и я решилась. Но все же, еще одним толчком послужила книга, которую я начала читать на днях, Суад, «Сожжённая заживо» . Ее сожгли за то, что она полюбила. Молоденькая девушка Суад из маленькой палестинской деревушки влюбилась в соседа и забеременела от него. Это был страшный грех, за который она бьша сожжена собственной семьей. Но девушку спасла сотрудница гуманитарной организации. Суад вылечили и вывезли в Европу. Несколько лет назад книга Суад «Сожженная заживо» стала всеевропейским бестселлером, а так же вышла в России в издательстве «Рипол Классик» и очень скоро вошла в списки бестселлеров газеты «Книжное Обозрение». Это пост о девушках и женщинах живущих в Пакистане, пострадавших из-за своей красоты и непокорности. Не дай Бог никому такого! 26-летняя Саира Лиакат держит фотографию себя в 16-летнем возрасте. В 15 лет она вышла замуж за своего родственника, который в последствии изуродовал ее за отказ жить с ним. Чтобы попытаться избавиться от шрамов, Саира перенесла 9 операций. Теперь она работает косметологом в центре реабилитации для женщин, пострадавших от ожогов. 32-летняя Шаназ, жительница пакистанского города Джелум, была облита кислотой 19 лет назад своими родственниками. Ее родители отказались отдавать дочь замуж за парня из своей же семьи. Шаназ сделали 8 пластических операций. 16-летнюю Наджаф Султана в возрасте 5 лет поджег во время сна ее собственный отец. Он просто не хотел, чтобы в его семье была еще одна девочка. В результате поджога девочка ослепла, и родители ее бросили. Теперь она живет со своими родственниками. Наджаф перенесла 15 пластических операций. 28-летняя Уруж Акбар делает маникюр в пакистанском реабилитационном центре. Около трех лет назад разъяренный муж облил девушку керосином, пока она спала, и поджег. Вырученный от работы деньги Уруж тратит на поддержку своей дочери, которую она практически не видит после инцидента. 16-летнюю Атию Халил 3 года назад облили кислотой родственники соседского парня, после того, как девушка не захотела стать его женой. Атия ложилась под нож хирурга уже три раза. 30-летняя жительница Исламабада Ирум Саид пострадала 12 лет назад от парня, за которого она не захотела выходить замуж. Об облил ее лицо, плечи и спину прямо посреди улицы. Девушка перенесла 25 пластических операций. 30-летняя Сабира Султана накладывает макияж у себя дома в городе Джелум, Пакистан. Беременную женщину облил бензином и поджег ее муж за то, что ее родители отдали за дочь недостаточно приданного. Сабира перенесла 20 пластических операций. 18-летняя Шамим Ахтер позирует для фотографа у себя дома в городе Джанг, Пакистан. Три года назад ее изнасиловали трое парней, после чего облили ее кислотой. Она перенесла 10 операций в попытке вернуть себе былую внешность.

Женщин в Пакистане не бросают. Даже если у женатого мужчины случится новая любовь - Коран обязывает продолжать заботиться о "старой" жене, как и прежде. Обеспечивать и любить. В жизни, конечно, бывает всякое, так что за весь Пакистан я отвечать не стану - но все же брошенных женщин я там не встречала. Все как-то пристроены.

Если женщина овдовеет, например, - то горя она не мыкает - ее берет замуж один из братьев усопшего. Или еще какой-нибудь родственник. То есть семья мужа продолжает невестку кормить, поить, наряжать и денег давать. Мне такая традиция нравится. К слову - заброшенных детей и стариков там тоже нет.

Многоженство случается, но редко. Причиной для второго брака, как правило, служит бездетность. Тогда-то мужчина и предпринимает вторую попытку. Женщина остаётся без дополнительного шанса... Причиной для второго брака бывает и мужская работа: если мужчина живет на две страны (или на два дома в разных концах отчизны), то со временем начинает жить, соответственно, и на две семьи. Тут отличие от той же России невелико...

От чужих мужчин женщины держатся подальше. Если, допустим, к мужу или брату пожаловал гость (не из числа родственников) - то он входит в дом не через центральный вход, а через дополнительный. В отдельную комнату. Туда женщины не заходят. А угощение хозяин сам подает. Так же с женщинами - если к хозяйке подружки пришли - ее муж рядом не сидит. Если гости нечаянно пришли к часу, когда семья обедает - то им подадут обеденные блюда. А если - в промежутке между приемами пищи - то их угощают чаем.

Вообще в гости там часто ходят. Особенно женщины. Они же не работают в основном. Так вот - дела дома переделают - мужу скажут - "Пусть нас Музафар (водитель) отвезет к Марьям, давно у нее не была". И Музафар везет. Хотя последнее время и без музафаровой помощи обходятся - сами рулят.

Но все же в одиночку женщины выходят на улицу редко. Предпочитают с мужьями (или братьями). И никакое это не бесправие. А что... Муж и за билетиком в парке в кассу постоит на аттракцион, и ребенка "построит", чтоб лишнее мороженое не просил. И вообще - и защита, и опора, и любовь - хоть дома, хоть на улице. И по бумажным делам женщина не мотается. Вот потерялся, к примеру, у жены паспорт. Она не пойдет в полицию заявление писать, в очереди стоять, нервы с каким-нибудь служивым трепать... Муж за нее всю основную волокиту преодолеет.

На улицах Пакистана иногда встречаются женщины "без лица", замурованные с головы до пят (вместо лица - плотная сетка). "Это люди с гор" - компетентно поведали мне коренные жительницы, не скрывающие красоты своих лиц. "Прятать" женщину - это не мусульманская традиция, а до-мусульманская прихоть, которая унаследовалась некоторыми народностями. В Пешаваре женщины покрывают голову чадером (платком - настолько широким, что он прячет заодно и и все изгибы тела, почти до колен). В пенджабских городах много женщин с непокрытой головой. И все барышни в Пакистане носят одежду национального покроя: широкие брюки и прямое платье чуть за колено, с высокими разрезами по бокам. Одежды в основном яркие, но любят также и белый цвет, и приглушенные тона. Черный мне вообще не запомнился, довольно редкий. Некоторые носят длинные юбки "в пол", популярны стали и джинсы. На празднества вольнодумки порой надевают индийское сари. В украшениях пакистанские леди себя не ограничивают: чем ярче, крупней да задористей - тем лучше. В семьях со средним достатком у каждой взрослой дамы на руках - золотые браслеты в количестве "от запястья по локоть" (преувеличиваю, но совсем чуть-чуть).

В семье, где я гостила, женщины отнюдь не чувствуют себя бесправными. Они чувствуют себя защищенными. Разговаривают громко, уверенно. За ужин могут приняться - и не дожидавшись мужчин с работы. Встают рано, все домашние дела завершают после обеда, а дальше - хлопоты с детьми, рукоделие, расчесывание волос... Чистые, ароматные, ухоженные женщины. Но совсем-совсем другие.

ДУШАНБЕ, 23 июл — Sputnik. Какие слухи о Пакистане популярны в соцсетях? Во-первых, там каждую женщину, которая посмотрела на мужчину слишком смело, могут забить камнями. Без суда, на улице. Во-вторых, из-за постоянных терактов жить там — все равно что каждый день играть в футбол на минном поле.

Доктор из Бишкека Ольга Расчупайкина рассказала Sputnik Кыргызстан , что многое — стереотипы, а женщину в Пакистане не сожгут заживо лишь потому, что она вышла на улицу без сопровождения мужчины, правда, в этом случае она станет объектом массового осуждения.

— Почему именно Пакистан?

— Я уехала туда вслед за мужем, как жена декабриста. С будущим супругом мы познакомились в Бишкеке, а через месяц поженились. Вслед за ним я выучилась на врача.
Потом мы вместе отправились в Пакистан, стали жить в далеком горном селе. Конечно, я опасалась поездки туда, но выяснилось, что не так страшен черт, как его малюют.

— Там вам пришлось носить закрытую одежду, верно?

— Да, все женщины в этом селе носили либо паранджу, либо платок, который полностью закрывает лицо. Однако ислам я не приняла, осталась верна своим убеждениям. Вообще наш брак для других пакистанцев был диковинкой. Женитьба по любви у них может состояться только в двух случаях: когда мужчина привозит жену из-за границы или когда молодые родственники полюбили друг друга и уговорили родителей поженить их.

— В смысле брат женится на сестре? Там считаются нормальными браки между родственниками?

— Девушка в принципе не имеет возможности где-то встретиться с мужчиной, который не принадлежит к ее семье. Да, родные брат и сестра. В Пакистане вполне могут переженить своих детей: 9 из 10 браков заключаются между родственниками. Это удобно, ведь таким образом весь земельный надел остается в собственности одной семьи, что для местных жителей очень важно.

Обычно мужчины женятся ближе к тридцати годам, а девушек берут замуж до того, как они достигнут двадцатилетия. Большинству невест 15-18 лет.

— За семь лет жизни в Пакистане вы приняли 8 тысяч младенцев. Представляю, сколько патологий повидали при таких-то традициях…

— Да, близкородственные браки плохо сказываются на здоровье потомства. Часто рождаются анэнцефалы (младенцы без черепа), малыши с грыжами, лилипуты. Многие дети появляются на свет с психическими отклонениями, шизофренией.

Кстати, в Пакистане действует "сухой закон" — спиртного нет совсем. Однако мужчины употребляют анашу, марихуану, что тоже влияет на здоровье будущих детей. У них они даже не считаются наркотиками.

— Как насчет домашнего насилия в семье?

— Там такого практически нет. Мужья не бьют жен, им это просто неинтересно. Зато свекрови относятся к невесткам совсем не ласково.

Никогда не забуду один случай: ко мне привезли красивую женщину лет тридцати, у нее был рак уха, и при этом она забеременела… Кстати, в Пакистане онкозаболевания лечат хорошо. Мать одного влиятельного и очень богатого человека умерла от рака, и он построил во многих городах онкологические больницы, где людям оказывают бесплатную помощь.

Та женщина тоже лечилась, но лекарства были "несовместимы" с беременностью. Доктора отказывались продолжать курс, пока она не сделает аборт. К тому времени у пакистанки уже было трое детей, а срок беременности оказался небольшим — второй месяц, прервать ее было просто. Однако свекровь заявила: "Она должна родить! Ничего с ней не будет!"

Когда пациентку привезли ко мне второй раз, я ее не узнала: опухоль обезобразила лицо. Она была так слаба, что я заставила родственников написать расписку: мол, претензий в случае смерти матери и ребенка не имеем. Мальчик прожил всего несколько часов, пожелтел и умер — лекарства от рака разрушили его печень. Дело в том, что мать какое-то время получала медикаменты, соврав докторам, что сделала аборт.

Еще через пару месяцев ее привезли вновь. Я сказала родственникам: "Готовьтесь". Не забуду лицо ее свекрови, когда та заявила мне: "Вот видите, она целыми днями валяется, а я, больная женщина, должна работать". Я не выдержала и попросила ее покинуть кабинет. Через семь дней пациентки не стало.

— А вообще пакистанки часто приходят, чтобы сделать аборт?

— Бывало. Причем у всех беременных незамужних женщин одна и та же история: якобы шли по лесу, захотели в туалет, вместо туалетной бумаги использовали камешки и забеременели. Я смеялась и просила их показать эту полянку с волшебными камнями, а то у меня столько пациенток не могут зачать!

— И что, девушку могут забить камнями за внебрачного ребенка?

— Нет, пакистанцы же не изверги. Родители, как и везде, любят своих дочерей, особенно матери. Они нередко приходили ко мне и умоляли тайно сделать дочкам аборт. Хотя были случаи, когда строгий отец мог застрелить дочь за то, что она опозорила семью. Девушки боятся осуждения, некоторые сводят счеты с жизнью. Интим до свадьбы там не признается вообще. Даже жених и невеста не могут себе этого позволить, потому что в таком случае помолвка разрывается и парню приходится бежать, чтобы родственники невесты его не убили.

— А разве там нет правосудия?

— У них разрешено свободно носить оружие, и такие разборки — обычное явление. Если стороны согласятся не доводить дело до суда, то убийце ничего не грозит. Еще там у каждого есть знакомые, родственники в правоохранительной или судебной системе.

— Как в вашем селе обстояли дела с жилищными условиями?

— Водопроводов там нет. Трубы проводят от родника, и вода никак не обрабатывается. Зимой там холодно, поэтому дома отапливают печками-буржуйками. Также нет канализации.

Практически по всей стране электричество подают лишь несколько часов в сутки. Нам повезло — рядом много речушек, и наш дом питала небольшая электростанция, так что перебоев практически не было.

— А что насчет питания?

— Оно вполне нормальное. На завтрак люди жарят яйца и лепешки. Вообще пакистанцы предпочитают жареную пищу с большим количеством масла и специй.

Зарплаты там низкие, а работы очень мало. Люди уезжают на заработки в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты. Трудятся чернорабочими, пересылают деньги семьям, навещают родных раз в 2-3 года.

На особом положении находятся военные. У них высокие зарплаты, это отдельная каста. Врачи, учителя и инженеры тоже неплохо зарабатывают. Доктора получают около 500 долларов и больше, педагоги — примерно 250 долларов.

— Какие там ограничения для женщин?

Вообще женщины в Пакистане стареют быстро, к тридцати годам выглядят на сорок пять. У них к этому времени уже 7-8 детей, и они даже могут стать бабушками. Да еще и много работают.

Хотя на двери моего кабинета висела табличка "гинеколог", ко мне приходили дамы с самыми разными проблемами. Однажды пришла пожилая женщина, сняла с головы платок — и я ужаснулась: у нее на затылке не было куска черепа размером с ладонь. Там пульсировал и гноился мозг.

Оказалось, еще в детстве она обварилась кипятком. Ожог никто не лечил, он прогрессировал. Женщина вышла замуж, родила детей… А в конце концов рана "съела" даже кости черепа. В идеале она могла бы воспользоваться помощью пластического хирурга, но у нее не было денег. Я выписывала ей сильнейшие антибиотики, однако через два года эта женщина умерла. Понимаете, проблема в том, что в молодости у нее не было времени заниматься своим здоровьем…

— Почему вы решили вернуться?

— Я долго просила мужа переехать. Он хороший человек, но все-таки гражданин своей страны. Супруг просто не мог понять, что меня не устраивало, а я не смогла принять Пакистан как вторую родину.

В Бишкек я приехала рожать двойняшек. Глядя на своих девочек, четко осознала, что обратно не поеду. Я иностранка, да еще и уважаемый врач — у меня есть привилегии, а у дочерей поблажек не будет… Хотя иногда я все-таки скучаю по Пакистану.

— Почему здесь вы перестали принимать роды и начали лечить людей от туберкулеза?

— Мне захотелось полностью изменить свою жизнь. Сейчас туберкулез в Кыргызстане на уровне эпидемии, больных очень много.

— Считается, что это социальная болезнь: если иммунитет в порядке и питание хорошее, бояться нечего.

— Неправда! А стресс? Разве это не причина? Загруженность на работе, постоянный недосып тоже приводят к снижению иммунитета — и вот вам туберкулез. Неважно, какими яствами вы питаетесь. Вы можете заразиться на свадьбе, в маршрутке, поликлинике, на круглом столе…

— Сейчас мой внутренний ипохондрик в панике. Как понять, что у человека туберкулез?

— Если кашель длится больше двух недель, человек по ночам потеет, чувствует слабость, температура постоянно повышена на полградуса. Но если организм крепкий, то заболевание может протекать бессимптомно. В общем есть один простой совет: сделайте флюорографию.