» »

Девятый месяц жизни ребенка. Развитие ребенка на девятом месяце жизни Малыш на 9 месяце жизни

31.12.2023

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Он еще не ходит, но скоро пойдет.

Мелкая моторика

Малыш не только бросает предметы на пол, его любимое занятие теперь - складывать предметы в какую-нибудь емкость, затем доставать их оттуда и повторять эти действия снова и снова. Он уже может протянуть предмет окружающим его людям. Он самостоятельно берет в рот соску или вынимает ее изо рта и может сам пить из бутылочки.

Ритм ребенка

Питание

Ритм ребенка примерно соответствует ритму жизни взрослого человека. Малыш получает смесь (или грудное молоко) два-три раза в день.

  • Утром: грудное молоко или бутылочка смеси.
  • В обед: 6-8 ложек овощного супа с небольшим количеством растительного масла и 20-30 граммов ветчины, рыбы или мяса птицы. Животный белок - сильный окислитель, поэтому его следует вводить крайне медленно и только в обеденное время, по очереди (попробуйте один из продуктов несколько раз, а затем замените его: так вы убедитесь в том, что пища не вызывает у ребенка аллергии). Ритм: сначала раз или два раза в неделю, затем раз в три дня, затем раз в два дня.
  • Полдник: молочные продукты или смесь свежих фруктов, немного фруктового сока, печенье или подсушенный хлеб.
  • Ужин: та же пища, что и в предыдущем месяце, без животного белка, а затем грудное молоко или бутылочка смеси.

Когда малыш бодрствует

Ваш младенец переполнен энергией: перед лицом огромного мира, который нужно исследовать, ему сложно сохранять спокойствие даже на мгновение. Ему хочется ко всему прикасаться, он обожает шуметь. Однако, если вы заберете у него игрушку, он может запротестовать: теперь он уже может заявить о своих потребностях и желаниях и с удовольствием это делает!

В этом возрасте велик страх расставания с матерью. Чтобы успокоиться, малыш часто сосет большой палец или соску.

Малыш активно учится говорить, его лепет все больше и больше напоминает настоящие слова: прежде всего это «ма» и «па». Кроме того, он понимает куда большее количество слов, чем может использовать. Это прежде всего его имя, на которое он отзывается, поворачивая голову или прерывая свое занятие, чтобы увидеть, кто его зовет. Но к тому же это еще и слова, связанные с повседневной жизнью (бутылочка, купание, прогулка, баюкание). Более того, малыш начинает осознавать смысл основных слов, которые он освоит в ближайшие месяцы: прежде всего это «нет», а также некоторые простые требования - «дай», «на»... Он начинает повторять за вами некоторые жесты: если вы приветственно машете ему рукой, он делает то же самое; если вы бросаете ему мячик, он бросает его обратно; если вы ругаете его или строго на него смотрите, он начинает плакать.

Здоровье ребенка

Девятый месяц: посещение участкового педиатра

В девять месяцев рост ребенка составляет около 70см, вес - от 8 до 10 кг, окружность черепа - от 45 до 46 см.

Прежде всего врач проверяет остроту зрения и слуха малыша. Для этого он встает за спиной ребенка и использует коробочки, которые издают различные звуки. Если ребенок поворачивает голову в нужную сторону - он хорошо слышит. В противном случае, убедившись, что речь не идет о простой проблеме с согласованностью действий или о недостатке внимания, врач направит вас к детскому ЛОР-врачу.

Природные средства для укрепления иммунной системы

Начиная с самых первых месяцев жизни и на протяжении всего детства иммунной системе малыша приходится нелегко: первые столкновения с вирусами, формирующие иммунитет, прорезывание зубов, скачки роста и общее укрепление организма... Гомеопатические средства и пищевые добавки обеспечат организму ребенка равновесие, необходимое для защиты от микробов и вирусов. Еще раз напомним: если вы кормите грудью, вы можете сами принимать эти препараты (или принимать их одновременно с малышом): так они попадут в ваше молоко и придадут ему свои свойства.

Гомеопатия

«Эхинацея 4 СН» и «Силицеа 9 СН», по 1 дозе раз в неделю или в две недели в зимнее время: эти средства содержат минеральные соли, которые укрепят организм вашего ребенка. Регулярное применение пробиотиков (разработанных специально для детей) обеспечит «цельность» кишечной флоры и даст организму возможность защищаться от внешних воздействий. Кроме того, вам также помогут «иммунные сиропы» на основе растений и витаминов: эти готовые к употреблению препараты можно использовать с самых первых месяцев жизни ребенка.

Время запретов

Малыш ползает настолько активно, что готов преодолевать препятствия. Любимое занятие - пролезать, протискиваться, проползать под стульями, под кроватью, под столом, прятаться за диванами и креслами. Очень востребованы в этот период диванные подушки: на них можно сидеть, их можно поставить домиком, между ними можно пролезать. Под, над, между - вот те пространственные понятия, которые ребенок сейчас осваивает не на уровне слов, а в ощущениях.

Придя на детскую площадку, «ползунки» очень интересуются лестницами, но забраться на них еще не могут. Подсадите своего кроху, помогите ему преодолеть хотя бы первую ступеньку, потом еще одну. Дома можно сделать лестницу из диванных подушек и стимулировать малыша, положив каждый раз на следующую ступеньку какую-нибудь интересную игрушку. Ребенок с увлечением карабкается вверх, а вот спуститься пока еще не может, поэтому будьте рядом, чтобы он не испугался. Как только он устанет, просто спустите его на пол.

В этот период многие родители совершают серьезную ошибку - начинают ребенка запугивать. Конечно, соблазн велик. Малыш становится все более активным, уследить за ним сложно. И в лексиконе взрослых появляются фразы: «Не лезь. Упадешь, будешь плакать», «Не трогай, будет больно», «Не бери в рот, заболеешь». В чем ошибка?

Во-первых, человеческое восприятие устроено таким образом, что мы опускаем частичку «не». И если взрослый в состоянии этот процесс сознательно контролировать, то ребенок слышит буквально наоборот: «лезь», «тяни в рот», «трогай». Во-вторых, маленькие дети не усваивают длинные предложения, они воспринимают только конец. А что мы говорим в конце? «Упадешь», «будешь плакать», «будет больно», «заболеешь». Причем, произносится это с опаской, чтобы и через интонацию дать понять ребенку, как страшно то, что он затеял. Последите за собой. Как часто вам приходится прибегать к таким «пугалкам»? Конечно, если у вас пару раз вырвалось нечто подобное, ничего страшного не произойдет. Но если это ваша сознательная тактика, если вы именно таким способом обычно удерживаете ребенка от деятельности, вы формируете у него опасливое отношение к миру. Через какое-то время может обнаружиться, что ваш прежде шаловливый и активный малыш вдруг начал всего бояться, стал менее любопытным и активным.

«Пугалками» чаще всего увлекаются бабушки, а вот папы к ним прибегают редко. Поэтому, если вы хотите развить в ребенке познавательную активность и снизить его тревогу по отношению к окружающему миру, необходимо, чтобы как можно больше с ним занимался именно папа. Даже если муж, на ваш взгляд, не проявляет должной осторожности, иногда стоит промолчать - материнский инстинкт часто преувеличивает опасность. Например, если папа поставил малыша на третью перекладину шведской стенки, а сам стоит рядом и страхует, ничего ужасного не произойдет. Ребенок не испугается высоты, он скорее испугается вскрика мамы, которая начнет его оттуда стаскивать.

И все-таки бывают ситуации, когда ребенка действительно надо остановить. Что же делать? Вот несколько правил, которых важно придерживаться, если вы что-то запрещаете:

  • Не говорите малышу, чего ему НЕ делать. Очень часто мы слышим: «Не бегай. Не бесись. Не шуми. Не балуйся». Малыш останавливается в растерянности: «Ну хорошо, я остановился. Что дальше? Куда мне направить свою энергию?» Запрещая, старайтесь предлагать что-нибудь взамен: «Нельзя бить кошку. Давай лучше порисуем», «Слезь с горки, пойдем поиграем в песочнице».
  • Если попытки отвлечь и переключить на другую деятельность не помогают, просто запретите словами «нет», «нельзя». При этом помните, что запрет должен быть коротким и однозначным.
  • Не нужно объяснять ребенку, почему вы ему че-го-то не разрешаете. До 3-4 лет это просто бессмысленно. Мама сказала «нельзя» - этого достаточно.
  • Бывает, что один родитель что-нибудь запрещает, а другой разрешает. Такое происходит довольно часто, ведь все мы выросли в разных семьях, с разными традициями и взглядами на воспитание. Тем не менее возьмите себе за правило: если один родитель запретил или разрешил что-либо, другой в присутствии ребенка должен его поддержать. Затем, оставшись наедине, вы с мужем сможете обсудить эту ситуацию и выработать единую тактику. Но начинать спорить при ребенке - большая ошибка. Для него мама и папа должны действовать в согласии друг с другом. Подвергая сомнению слова супруга, вы роняете его авторитет в глазах ребенка. А это намного серьезнее, чем удовлетворение ваших сиюминутных требований.
  • В раннем возрасте речь родителей для малыша очень значима. Поэтому вполне достаточно сказать «нельзя» низким голосом и взять малыша за руку, чтобы он понял, что вы не шутите. И все-таки количество ваших «нельзя» должно быть ограничено, иначе они просто перестанут восприниматься всерьез. Оглядитесь и подумайте, каких «нельзя» в вашем доме можно избежать. Например, заклейте скотчем ящик, в который запрещаете залезать - вот уже минус одно «нельзя». Поставьте блокировку на краны газовой плиты - минус еще одно «нельзя». Старайтесь не злоупотреблять категорическими запретами: ситуаций, когда они нужны, не так уж много.

Развитие и воспитание

К девяти месяцам малыш уже может проследить траекторию движения движущегося объекта, и ему становится интересно устанавливать причинно-следственные связи: что будет, если упадет ложка? А если упадет чашка? Как реагирует мама, ребенок уже изучил - мама терпеливо поднимает. Может ли мама поднимать игрушки до бесконечности? Разумеется, нет. Что же делать?

Прежде всего, не раздражаться. Устали, спина болит - отвлеките малыша. Единственный прием, который здесь по-настоящему срабатывает, это переключение на другую деятельность. Но не переставайте улыбаться. Ваш малыш изучает и наблюдает, и ему важно, чтобы вы одобряли его деятельность.

Лепет малыша в этот период уже включает практически все основные звуки родной речи. Нет звука «р» - он появляется намного позже. Ребенок четко произносит «ма-ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба-ба», «та-та-та-та-та». Причем эти сочетания звуков могут иметь отношение к самым разным предметам и действиям. Ну, например, «та-та-та-та-та» - это может быть едущая машина, «хочу танцевать», папа. Здесь важно подхватить диалог: «Ты хочешь танцевать? Танцуем-танцуем-танцуем».

Мы помним, что малыш воспринимает только последнее слово, последнюю фразу, поэтому в конце должно быть то существительное или тот глагол, которое, как вам кажется, имеет в виду ребенок.

Ребенок в девять месяцев уже реагирует на свое имя, может показывать предметы, которые мы называем.

Продолжается период подражания . Малыш с удовольствием копирует поведение взрослых. Например, папа покашливает, когда садится обедать. И ребенок, глядя на папу, тоже в какой-то момент начинает прыгать на стуле и покашливать. Как ведете себя вы, так будет вести себя и ваш ребенок. А значит... Если вы хотите, чтобы он приучался к порядку, поддерживайте дома порядок. Если вы хотите, чтобы он чистил зубы, сами не забывайте чистить зубы вместе с ним. Процесс воспитания уже идет полным ходом! В семье происходят скандалы - ребенок учится скандалить. Вы убираете свою обувь, не разбрасываете ее по коридору - ребенок будет так же ставить свои ботиночки на нужное место.

Малыш вступает в возраст противоречия . Дома и в чужой обстановке его поведение может сильно отличаться. К примеру, дома кроха весел и подвижен, любит играть, с удовольствием общается с бабушкой, когда та навещает внука. Но приехав с мамой к бабушке домой, он ведет себя совсем иначе. Те же самые действующие лица, но другая обстановка - и ребенок становится застенчивым, пугливым, цепляется за маму и ни с кем не хочет общаться. Связано это с той самой сепарационной тревогой, о которой мы уже много раз говорили.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители в этой ситуации, - начинают комментировать поведение ребенка: «Ой, он у нас такой стеснительный! Не обращайте внимания. Он сейчас привыкнет и расслабится». Этого делать ни в коем случае нельзя! Повторив десятки раз по разным поводам, что у вас стеснительный ребенок, вы внушите ему это, и он действительно станет стеснительным и боязливым. Дети склонны вести себя так, как говорят о них родители. И если вы не хотите, чтобы ваш малыш на всю жизнь оставался робким, скажите лучше: «Вы знаете, он у нас исследователь! Сейчас освоится немножко и всю квартиру изучит». Обращайте внимание на достоинства крохи, и он постарается не обмануть ваших ожиданий.

Ребенок продолжает изучать мир через осязание. Предложите ему поиграть в «Волшебный мешочек ». Сложите несколько предметов в непрозрачную сумочку. Теперь попросите: «А ну-ка, достань мне отсюда орешек... Теперь достань слоника». Малыш, не видя предмет, попытается определить его на ощупь. Можно чуть видоизменить игру и заменить мешочек коробкой из-под игрушек с прозрачной стенкой. Сложите в нее разные предметы, заклейте коробку скотчем, в одной из стенок сделайте отверстие для руки. Тогда малыш сможет наблюдать за своими движениями - как он перебирает игрушки, находит нужную, достает ее. Преимущество коробки в том, что маме не нужно держать ее в руках. Этой игрой ребенок может заниматься самостоятельно.

Упражнение на развитие пространственного восприятия - «Найди картинку ». Наклейте на картонку изображение какого-нибудь привлекательного существа - собачки, слона, гномика. Покажите ребенку. Теперь у него на глазах разверните картонку обратной стороной. «Куда делась собачка?» Чтобы решить задачу, малыш должен догадаться подползти к картонке с дугой стороны. Если он пока не справляется с заданием, снова поверните картонку красивой стороной, покажите, затем медленно разверните, чтобы было видно как изображение постепенно уходит. «Покажи, где лисенок. Какой красивый лисенок! Где лисенок? Ну-ка, поищи лисенка!» Если регулярно предлагать малышу такие упражнения, к году он будет знать об окружающем мире намного больше, чем его сверстники.

К девяти месяцам дифференцируется игровая деятельность. Если раньше ребенок манипулировал со всеми предметами одинаково, то теперь ложкой он стучит, мячик катает. Он уже понимает, что у предметов может быть разное предназначение.

Устройте крохе небольшой тест. Поставьте перед ним кружку донышком вверх. Малыш должен уже понимать, что это неправильное положение, и стараться перевернуть кружку. Еще один тест: на недоступном для ребенка расстоянии поставьте на салфетку ка-кой-нибудь привлекательный предмет. Поймет ли он, что нужно притянуть к себе салфетку, чтобы достать этот предмет? Если малыш не справляется с вашим заданием, покажите ему, как его выполнить, потяните за край салфетки. Так в сознание человека входит представление об использовании дополнительных объектов.

Очень важные изменения происходят в восприятии звуков. Ребенок начинает ассоциировать звуки с разными людьми. Звон кастрюль, шум пылесоса - это мама. Хлопание двери, шуршание газеты - это папа. Если вы спросите: «Где папа?» - ребенок теперь не поползет по всем комнатам, ища папу глазами, а отправится туда, откуда доносятся «папины» звуки.

Те предметы, которые сопровождают определенную деятельность, тоже начинают иметь значение. Если мама надела пальто, значит, она скоро уйдет. Нет необходимости как-то особенно готовить ребенка к тому, что вы уходите. Он уже это понял по вашим действиям. Не надо показываться ему одетой, чтобы попрощаться. Это как раз будет вызывать слезы. Пусть он лучше займется чем-нибудь интересным с тем взрослым, который с ним остается. Чем проще вы относитесь к своему уходу, тем проще отнесется к нему ребенок. Когда ему исполнится три года, взять и тихо уйти у вас уже не получится - малыш может и обидеться, что его не предупредили. Но в девять месяцев до обид еще очень далеко.

От смеха к слезам, или Когда пора прекращать игру

К девятому месяцу между ребенком и папой складывается определенный тип взаимоотношений. У многих отцов уже входит в привычку, придя с работы, повозиться с малышом. И возможна такая ситуация: папа поиграл с ребенком, отдает его маме, чтобы она его уложила, а малыш в слезы - не хочет прекращать игру. Некоторые дети после вечерних игр с папой плачут и не могут успокоиться, другие, наоборот, хохочут. Мама говорит: «Ты его разгулял, теперь не успокоить». Это действительно так. Эмоциональная регуляция у малышей еще не развита. Вечером даже взрослым людям сложнее управлять эмоциями, а уж маленьким детям тем более.

Если папе хочется активно поиграть, поваляться, подурачиться, пусть помнит, что долго выдержать такое эмоциональное напряжение ребенок не может. Признаки, по которым можно понять, что малыш устал - резкие порывистые движения, возбужденный хохот, испарина над губой, нервный румянец, вспотевшие волосы. Это сигналы к тому, что пора остановиться.

Следующая ошибка, которую делают папы, - они резко прекращают играть. А ребенок так не умеет, и снова начинаются слезы.

Игру нужно заканчивать постепенно. Сначала просто перевести ее на другой уровень. Если ребенок был индейцем, а папа лошадкой, малыш сидел у папы на спине и они гонялись по комнате, то теперь индейцам пора вести лошадей на водопой. Индеец пьет, и лошадка пьет. Или индейцы сели петь победную песню. Игра продолжается, она просто становится менее активной. И выход из нее получается очень гармоничный: сели, попили водичку, попели. Ну, вот и ночь спустилась. Пора лошадке с индейцем спать.

Мама и бабушка: когда в товарищах согласья нет

Случай из практики : «Меня очень раздражают замечания, которые отпускает свекровь в мой адрес. Причем она высказывает их не мне лично, а ребенку. В результате мой авторитет в глазах сына падает».

Справедливости ради надо сказать, что так поступают не только бабушки. Это очень типичная ситуация - взрослые критикуют друг друга, делая ребенка посредником в выяснении своих отношений. Например, бабушка идет с ребенком гулять и комментирует: «Опять тебе мама шапку неправильно надела!» Мама надевает штанишки, которые подшила ребенку бабушка: «Что это у тебя? Бабушка штанишки подшила? Только испортила!» Собственно говоря, мама не обращается к ребенку или к бабушке, она просто бурчит что-то себе под нос. Но это происходит в присутствии ребенка. И у него начинает формироваться определенное отношение к взрослым. «Опять тебя бабушка кутает, как на Северный полюс!», «Заморозил тебя папа на улице!» Кажется, ничего страшного вы не сказали. Но ребенок понимает все буквально: папа меня заморозил, папа плохой; бабушка поступает неправильно.

Давайте подумаем, почему люди так делают? Иногда это просто сброс раздражения. А бывает, что и в самом деле есть какая-то обида, которую нам по каким-то причинам сложно высказать напрямую.

Вернемся к ситуации, описанной вначале. Если бабушка позволяет себе такие высказывания в ваш адрес, может быть, она нуждается в подтверждении собственного авторитета, в том, чтобы у нее спросили, как одевать ребенка. Она хочет почувствовать свою значимость. Иногда достаточно дать человеку ощущение этой значимости, и ситуация решается сама собой.

Еще одна возможная причина - скрытая агрессия, которую человек не хочет переводить в открытый конфликт. В этом случае подумайте, почему вас так сильно задевают эти «шпильки»? Вы действительно надеваете на ребенка не ту шапку? Ну, тогда надевайте другую. Если же вы считаете, что все делаете правильно, то вас не в чем упрекнуть. В следующий раз, когда бабушка начнет что-то про вас ворчать, скажите ребенку: «Слушайся бабушку!» Бабушка с удивлением отметит про себя, что вы поддерживаете ее авторитет. Дальше она может задуматься: «А поддерживаю ли я ее авторитет?» Впрочем, не все бабушки идут так далеко в своих размышлениях. Ну, тогда еще более настойчиво подчеркивайте бабушкину значимость. А можно сказать ей: «Если вы с чем-то не согласны, вы мне скажите. А то он, бедный, не знает, что и думать - он и вас любит, и меня любит, а вы так обо мне говорите». Иногда бабушки просто не понимают, что ведут себя неправильно.

Почему так важно не критиковать друг друга в присутствии ребенка? Если вы позволяете себе многочисленные комментарии в адрес бабушки, то однажды можете обнаружить, что ребенок совсем ее не слушает, и вы больше не можете его с ней оставить. Так вы сами себя лишаете помощника. То же самое бывает, когда бабушка плохо отзывается о маме. Авторитет мамы тоже может упасть, особенно если бабушка - активный участник воспитательного процесса. Ребенок перестает слушаться маму, и никто, кроме бабушки, с ним справиться не может.

Избежать всех этих неприятных ситуаций можно только одним способом - поддерживать авторитет друг друга и понимать, что ребенку нужны и мама, и папа, и бабушка.

Главная задача месяца - развивать мелкую моторику рук.
Рост и вес ребёнка в 9 месяцев. Для девочек - рост 68-73 см, вес - 8,100-10,000 кг. Для мальчиков - рост 70-76 см, вес - 8,700-11,050 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц - 500 грамм.
Развитие ребёнка на 9-м месяце жизни. В 8-8,5 месяцев ребёнок уже умеет ползать и даже переползать через пороги в доме. В этом возрасте детки пытаются вставать, держась за опору. Некоторые даже передвигаются бочком возле дивана или кресла. С малышом уже можно играть в догонялки. Когда ребёнок ползает, топайте ногами и говорите: «догоню-догоню». Малыш будет пытаться от вас уползти. Ребёнок уже хорошо ориентируется в пространстве. Он знает все комнаты в доме, их расположение.
Сидя ребёнок наклоняется, поворачивает корпус в разные стороны, может манипулировать игрушками обеими руками одновременно. Садитесь напротив друг друга и катайте машинку или мячик. Учите ребёнка бросать мячик. Собирайте пирамидку, стройте башни из кубиков. Играйте в прятки, теперь малыш сам с интересом будет искать спрятанную игрушку.

У ребёнка 9 месяцев уже преобладает левая или правая рука. Если положить перед ним игрушку, он будет тянуться к ней определённой рукой. Кроха уже может вкладывать один предмет в другой, складывать и вынимать предметы из коробочек.

Большой интерес вызывают у ребёнка предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки. Давайте возможность малышу поиграть. Он будет с удовольствием открывать и закрывать кастрюли, складывать туда разные предметы, стучать ложками. Если вы попробуете забрать у малыша игрушку, он будет крепко её держать и не отдаст. Ребёнок открывает для себя свойства различных предметов: звучание, перемещение, устойчивость и так далее. Интересно крохе и собственное отражение в зеркале. Дайте ребёнку безопасное детское зеркало из пластика.

Малыш в 9 месяцев очень любознателен и нежелательно ограничивать его запретами. Постарайтесь не мешать крохе в познании мира. Малыш уже понимает слово «нет», но категорически запрещать нужно только то, что представляет для него опасность. Даже когда что-то не разрешаете, постарайтесь не кричать, а спокойно объяснить. Конечно, терпения потребуется много, придётся много раз повторять одно и то же. Но ребёнку так необходимо ваше одобрение, доброжелательное отношение. Он очень эмоционально реагирует на отношение взрослых, может обидеться, огорчиться.

В 9 месяцев малыш уже понимает значение многих слов и знает назначение предметов. Показывает жестами чего хочет. Повторяет за взрослыми слоги, может даже произнести своё первое слово. Если в семье есть старшие дети, то ребёнок будет стремиться к общению с ними. Но больше всего внимания малыш ждёт, конечно же, от мамы. Общаясь с ребёнком, зовите его по имени.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев. Умеет ползать. Стоит и переступает при поддержке за руку. Встаёт, держась за опору. Берёт игрушки двумя пальцами. Совершает танцевальные движения под весёлую мелодию. Поворачивается, когда его зовут.
Питание на девятом месяце жизни. Грудное вскармливание желательно продолжать, но постепенно заменять кормления грудью прикормом. Может быть уже два полноценных кормления, например, в обед овощи с мясом, а на ужин каша на грудном молоке. В кашу можно добавлять четверть желточка куриного яйца. В перерывах между кормлениями давайте малышу водичку и фруктовые пюре и соки. Какие продукты и в каком количестве давать, вам порекомендует участковый педиатр.
Знайте, что дети первых лет жизни нуждаются в мясе. Поэтому даже если родители вегетарианцы, детям давать мясо необходимо для полноценного роста и развития. Мясо содержит гемовое железо, которое хорошо усваивается. Из других продуктов железо усваивается гораздо хуже. Лучше всего мясо сочетается с овощами.

Малышу уже желательно выделить своё место для питания, например, детский стульчик. Пить давайте из чашки, постепенно отказываясь от бутылочки. Только жидкости в чашку наливайте совсем чуть-чуть и придерживайте её. Можно пробовать уже давать малышу ложку, хотя сначала он будет воспринимать её больше как игрушку.

Режим на девятом месяце жизни. В 9 месяцев ребёнок спит приблизительно 13-14 часов в сутки: два раза днём и 10-11 часов ночью.
Игрушки на девятом месяце жизни. Погремушки, кубики, музыкальные игрушки, книжечки из ткани и пластика, резиновые пищалки, мягкие машинки, мячики, пирамидка, мягкий молоток, детское пианино или синтезатор, игровые центры, игрушки для ванной.

Актуальные вопросы девятого месяца жизни.

Надо ли водить ребёнка за ручки? В этом нет никакой необходимости. Хотя деткам такое занятие, несомненно, понравится. Но чем позже возникнет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем меньше проблем со спиной будет у малыша в будущем. Ползать ребёнку в этом возрасте гораздо полезнее, чем ходить. Когда малыш будет готов, он пойдёт сам. Рано или поздно это случится.
Когда начинать чистить зубы малышу? У вашего ребёнка уже, скорее всего, есть несколько зубиков. Стоматологи считают, что чистить зубы ребёнку нужно как только появился первый зуб. Только делать это надо не зубной щёткой, а специальным напальчником, который одевает мама. Уже после годика малышу можно купить детскую зубную щётку и постепенно приучать к самостоятельной чистке зубов. Главный момент обучения - личный пример: когда малыш видит как чистят зубы родители, он и сам быстро научится этому.

Почему малыша трудно уложить спать? Детям настолько интересен окружающий мир, что они хотят растянуть время бодрствования и часто не спешат ложиться спать. Очень важно придерживаться расписания. Укладывайте каждый день в одно и то же время. Чтобы ребёнок хорошо спал, ему нужно активно проводить день, то есть как можно больше ползать, делать гимнастику. Не перегружайте малыша впечатлениями перед сном, ему будет сложнее заснуть.

Зачем нужны пальчиковые игры? Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, лучше подготовлен к письму и рисованию. Но чтобы пальчиковые игры принесли пользу они должны сопровождаться интересом ребёнка, положительными эмоциями с его стороны.