» »

Ювелирные изделия сальвадора дали в фигерасе. Ювелирные работы сальвадора дали. Встреча каталонского сюрреалиста с сицилийским герцогом-ювелиром на заброшенной американской ферме

03.01.2024

Сальвадор Дали рядом со своей работой «Рубиновое сердце». Фото: www. salvador-dali.org

Итак, начнем с конца – с апофеоза искусства ювелира Сальвадора Дали.

Всем известно, что этот эксцентричный гений обладал не только «постоянством памяти», но и постоянством в сердечных делах, что большая редкость для представителей мира богемы. Гала была его вечной музой, подругой, женой, возлюбленной. Для любимой Дали сделал роскошную брошь «Рубиновое сердце», украшенную 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Механизмом внутри броши заставляет «сердце Дали» биться до сих пор. Взгляните, это потрясает:

А началось все с того, что однажды уверовав в универсальности своего таланта, Сальвадор Дали заставил поверить в это весь мир. Как ювелирный дизайнер он создал роскошную коллекцию из 37 изделий, обладающую неповторимым сюрреалистическим шармом.

«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя поставить на стол или на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение» - С. Дали

С. Дали «Рубиновые губы», 1949 год, рубины, жемчуг. С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy

Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века - любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе- чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».

Встреча каталонского сюрреалиста с сицилийским герцогом-ювелиром на заброшенной американской ферме

В 1941 году Сальвадор Дали и Гала гостили у Каресс Кросби - американской издательницы в ее поместье в Вирджинии, с которой художника связывала дружба еще со времен Парижа. В 1934 году Каресс спонсировала его первое путешествие в Америку. Крестная парижских писателей «потерянного поколения», как называли Каресс Кросби, редактировала автобиографию Дали.

Дали, похоже, до того затосковал, что начал работать на природе, хотя раньше художник не любил писать на свежем воздухе, предпочитая уютную мастерскую. Его пленяла история старого Юга и он вызвал духов-призраков - жителей фермы Хэмптон-Хаус. Снежная погода предложила черно-белую композицию и в воображении сюрреалиста тут же родилась забавная картина, которую он назвал «Эффект Десяти Негритят, Черное пианино и Два Черных Поросенка на Снегу».

Каресс Кросби пригласила итальянского дизайнера - герцога Фулько ди Вердюра, чтобы познакомить того с Дали, предполагая их дальнейшее сотрудничество. Вердюра к тому времени как раз обрел имя и хорошую репутацию, проработав несколько лет дизайнером текстиля у Коко Шанель. В 1939 году он открыл собственный ювелирный салон в Нью-Йорке.

Дизайн Ф. ди Вердуры броши «Медуза», 1941 год, пергамент, гуашь. Миниатюрный рисунок принадлежит Сальвадору Дали

Видимо, для того, чтобы испытать гостя, Дали решил разыграть дизайнера. Приехав в Хэмптон-Мэнор молодой герцог был в ужасе: вместо элегантного особняка, который он воображал, его встретил обветшалый дом без электричества и тепла.

Вердюра так позже описывал воистину сюрреалистическую встречу с Дали в старой усадьбе Хэмптон-Мэнор:

Сальвадор Дали, Гала и Каресс Кросби в Хэмптон-Хаусе, Вирждиния, 1941 год

«В гостиной было смертельно холодно. Все сидели в пальто. Я снял свое пальто,когда вошел в дом и оцепенев от холода не смог попросить его обратно. Дали постоянно повторял: „Это мастерская Пикассо“. Я никогда не был в мастерской Пикассо, но мне рассказывали, что там та же нищета, как во времена его Голубого периода»
Позже выяснилось, что все было подстроено Дали, и Вердура, тоже любивший розыгрыши, быстро нашел общий язык с сюрреалистом, ну, а дом Кросби ему казался «картиной комфорта и восторга». В конце концов Вердура назвал свой визит «огромным успехом», потому что они вместе с художником начали работу над ювелирными украшений, которые впервые были показаны на выставке в галерее Жюльена Леви в 1941 году рядом с картинами Дали, а позднее и на выставке Дали и Миро в Музее современного искусства.

С. Дали «Королевское сердце», 1953 год, золото, рубины, сапфиры, изумруды, аквамарины, хризолит, гранаты, аметист, жемчуг

«Фулко и я попытались выяснить, рождены ли драгоценные камни для живописи или живопись для драгоценных камней. Мы уверены, что они появились на свет друг для друга. Это брак по любви» - С. Дали

Танго вдвоем: Дали встречает Карлоса Алемани

В 1950-е годы Дали мечтал о более сложных и фантастических ювелирных проектах, к тому же он больше не принимал участия в общих выставках сюрреалистов, - они его исключили из своего движения. Дали провозгласил себя универсальным мастером, подобно тем, которые которые творили в эпоху Возрождения:

Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века - любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе-чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».

«Как паладин нового Ренессанса, я также отказываюсь ограничивать себя. Мое искусство помимо живописи включает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную науку (психо-ядерную, мистико-ядерную) и ювелирное искусство». В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями”.

С. Дали «Чаша жизни», 1963 год, золото, желтые бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, пяпис-лазурь, с механизмом, приводящих в движение крылья бабочек. Фото: Richard Lozin

Желание Дали осуществилось с появлением в его жизни ювелира Карлоса Алемани.
Уроженец Буэнос-Айреса Карлос Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке,и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней,привезенных из Конго, - изумруды,сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.

До 1970 года гений сюрреализма создал всего 39 эскизов, по которым были сделаны 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который покупал и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году собрание стало собственностью саудовского магната, а затем было распродано трем коллекционерам из Японии.

В 1999 году Фонд Гала-Сальвадор Дали выкупил ювелирную коллекцию за 5,5 млн евро. Сегодня 39 украшений рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в Театре-музее в Фигерасе.

Слово Мастеру

«…Мое искусство в живописи, бриллиантах, рубинах, жемчуге, изумрудах, золоте, хризолите показывает, как происходят метаморфозы; люди творят и сами меняются. Когда они спят, они перевоплощаются - в цветы, растения, деревья. Новое преображение происходит на Небесах. Тело вновь становится венцом творения и достигает совершенства».

«В ювелирных изделиях, и во всей моей творческой деятельности я создаю то, что люблю больше всего… В моих работах подчеркивается логарифмический закон, а также взаимосвязь между духом и материей, между пространством и временем»

«Я осознавал связь между временем и пространством с детства. Однако мое изобретение «мягких часов» - вначале в живописи, а затем в 1950 году в золоте и драгоценных камнях - привело к разделению мнений: с одной стороны - к одобрению и пониманию, а с другой - скептицизму и недоверию.
Сегодня в американских школах мои „мягкие часы“ показывают, как пророческое выражение текучести времени - неделимости времени и пространства. Скорость путешествие в наше время (космические полеты) подтверждает эту веру. Время не застывшее, оно текучее».


Дали о легкомыслии некоторых драгоценностей, которые сам придумал:

«Они иллюзорны! Украшения Дали совершенно серьезны. Я рад, что люди улыбаются, глядя на сережки-телефоны. Улыбка - это приятно. Но эти серьги, как все мои ювелирные работы, серьезны. Они представляют ухо, символ гармонии и единства. Означают скорость современных средств коммуникации, надежду и опасность в мгновенном изменении мысли».

Но что, по мнению Дали, составляет наибольшую ценность? «Украшенные драгоценными камнями изделия - орнаменты, медали, кресты, предметы искусства - не были задуманы для того, чтобы оставаться инертными в бронированных камерах. Они были созданы для того, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, пробуждать воображение и выражать убеждения…»

«…Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не будут выполнять функции, для которых они были созданы. Таким образом, зритель становится их последним создателем - глаз зрителя, его сердце и разум, сливаясь с большим или меньшим пониманием намерений художника, - дают им жизнь».

– Сальвадор Дали

«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение» - С. Дали.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 г.

Сальвадор Дали не раз убеждал мир в универсальности своего таланта. Идею собственной коллекции ювелирных изделий, обладающих неповторимым сюрреалистичным шармом, он вынашивал много лет, но претворить в жизнь свои идеи смог, наконец, повстречав талантливого ювелира Карлоса Алемани.

Уроженец Буэнос-Айреса Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.


С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, - изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.


Модель, демонстрирующая ювелирные произведения Сальвадора Дали

По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений и ещё два были созданы уже после смерти художника. Всего в мире существует 39 ювелирных работ по эскизам Сальвадора Дали. Начиная с военного 1941 года, когда Дали живёт и работает в США, компания нью-йоркских ювелиров «Alemany & Ertman» претворяет фантазии мастера в жизнь под его контролем. Одно за другим на свет появляются произведения искусства, «нарисованные» драгоценными материалами.



Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали в выставочном зале "Dali-Joies" Театра-Музея Дали в Фигерасе

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

В 1999 году Фонд «Гала – Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений, рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.


«Космический слон», 1961

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

С. Дали «Живой цветок», 1959 год. Золото, бриллианты, малахитовая основа

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Правда, посвятил Дали механическое сердце коронации Елизаветы II.

Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.


«Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, 1953 год

«Живое» рубиновое сердце

Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.

С. Дали, К. Алемани. Брошь «Сердце из медовых сот», 1949 год, золото, бриллианты, рубины




С. Дали. Ожерелье с переплетенными конечностями (Хореографическое ожерелье), ок. 1964, золото, бриллианты, аметист, сапфир




С. Дали «Лебединое озеро», 1959 год, золото, бриллианты, аквамарины, изумруды, сапфиры, горный кристалл. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Рука в форме листа», 1949 год, золото, изумруд, рубины. Фото: Richard Lozin




С. Дали, К. Алемани «Pax Vobiscum», 1968 год, золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды. Фото: Richard Lozin





С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц. Фото: Richard Lozin




Брошь «Постоянство памяти», 1949 год



Адрес музея, где расположена выставка, время работы, цены на билеты, а также другую полезную информацию вы сможете найти на официальном сайте фонда «Гала-Сальвадор Дали» .

Ну а сейчас немного подробнее об украшениях Сальвадора Дали.

Когда Вы их увидите, Вы поймете, что даже если никогда не знали, что Дали занимался дизайном украшений, увидив их любой единожды видевший другие творения дали - безошибочно определил бы автора.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Шедевры — как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она — вдохновительница, он — исполнитель. Идеальное тому подтверждение — дуэт Гала и Сальвадора Дали. Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Madelle Hegeler демонстрирует ювелирные изделия Сальвадора Дали, Нью-Йорк, май 1959

Конечный художник — зритель

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Ну, что поехали в Фигейрес любоваться на шедевры Дали?
ПОООООехали!

В музее эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Как Вы думаете что это?

А это песнь любви Сальвадора к Гале - рубиновое «Королевское сердце», которое на самом деле «билось», как настоящее — благодаря подвижному элементу внутри. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры Дали, которые выставлены в музее на его родине. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.

Это настоящий сюрреалистический объект «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:
« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:

- Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? 

И она ответила новым подарком для меня: 
- Бьющееся сердце из рубина!»

.

Вот оно:

Одной из самых знаменитых работ Дали является брошь «Глаз Времени». С этой удивительной брошью фотографировался и сам Дали, и Гала, и несколько моделей, демонстрировавших её в Америке.

Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».

Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее.


Открывается и закрывается, как прекрасный цветок, являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.

Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.

Другим известным украшением является брошь «Рубиновые Губы» - действительно усыпанная рубинами, демонстрирующая в разомкнутом рте жемчужные зубки. Она была создана после войны, когда искусству требовались новые формы, новые идеалы. Сальвадор Дали в своем прикладном творчестве делал акцент на красоте деталей.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики


Впервые Дали начал создавать ювелирные изделия в 1941 году. Дали нарисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его идеи воплощены ювелиром и другом семьи Карлосом Алемани. "Визитной карточкой" всех этих сокровищ была насыщенность цвета: "Саншайн" (самое солнечное желтое золото), рубины, белоснежный жемчуг, коралл, цвета крови, самый яркие изумруды, сапфиры богатого синего цвета, ослепительное серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво!

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.


Космический слон.
Большой слон - это символ силы и власти, а опирается он на длинные и тонкие ноги, похожие на комариные. Это в свою очередь олицетворяет неустойчивость и ненадежность всего, что на первый взгляд кажется незыблемым.

Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл

Капли крови орошают всю жизнь. Алмазы, рубины, изумруды, золото, драгоценные дары земли, здесь связаны, образуя крест, символ вечной жизни.

Кровоточащий мир.
"Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир."

Об этом украшении Дали рассказал так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».

сентябрь 1958 года

Окончание завтра...

Однажды убедив себя в универсальности своего таланта, Сальвадор Дали заставил поверить в это весь мир. Как ювелирный дизайнер он создал роскошную коллекцию из 37 изделий, обладающую неповторимым сюрреалистическим шармом.


«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение»
С. Дали


Сальвадор Дали рядом со своей работой «Рубиновое сердце». Фото: www. salvador-dali.org

С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy


«Бесполезность — первое условие роскоши»
С. Дали

Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века — любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе-чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».

С. Дали «Рубиновые губы», 1949 год, рубины, жемчуг

Встреча каталонского сюрреалиста с сицилийским герцогом-ювелиром на заброшенной американской ферме

В 1941 году Сальвадор Дали и Гала гостили у Каресс Кросби — американской издательницы в ее поместье в Вирджинии, с которой художника связывала дружба еще со времен Парижа. В 1934 году Каресс спонсировала его первое путешествие в Америку. Крестная парижских писателей «потерянного поколения», как называли Каресс Кросби, редактировала автобиографию Дали.

Сальвадор Дали, Гала и Каресс Кросби в Хэмптон-Хаусе, Вирждиния, 1941 год

Дали, похоже, до того затосковал, что начал работать на природе, хотя раньше художник не любил писать на свежем воздухе, предпочитая уютную мастерскую. Его пленяла история старого Юга и он вызвал духов-призраков — жителей фермы Хэмптон-Хаус. Снежная погода предложила черно-белую композицию и в воображении сюрреалиста тут же родилась забавная картина, которую он назвал «Эффект Десяти Негритят, Черное пианино и Два Черных Поросенка на Снегу».

С. Дали за работой над композицией «Эффект Десяти Негритят, Черное пианино и Два Черных Поросенка на Снегу», 1941 год

Каресс Кросби пригласила итальянского дизайнера — герцога Фулько ди Вердюра, чтобы познакомить того с Дали, предполагая их дальнейшее сотрудничество. Вердюра к тому времени как раз обрел имя и хорошую репутацию, проработав несколько лет дизайнером текстиля у Коко Шанель. В 1939 году он открыл собственный ювелирный салон в Нью-Йорке.

Видимо, для того, чтобы испытать гостя, Дали решил разыграть дизайнера. Приехав в Хэмптон-Мэнор молодой герцог был в ужасе: вместо элегантного особняка, который он воображал, его встретил обветшалый дом без электричества и тепла.

Вердюра так позже описывал воистину сюрреалистическую встречу с Дали в старой усадьбе Хэмптон-Мэнор:

«В гостиной было смертельно холодно. Все сидели в пальто. Я снял свое пальто, когда вошел в дом и оцепенев от холода не смог попросить его обратно. Дали постоянно повторял: „Это мастерская Пикассо“. Я никогда не был в мастерской Пикассо, но мне рассказывали, что там та же нищета, как во времена его Голубого периода»

Фулько ди Вердура «Приезд Фулько в Вирджинию», акварель

Позже выяснилось, что все было подстроено Дали, и Вердура, тоже любивший розыгрыши, быстро нашел общий язык с сюрреалистом, ну, а дом Кросби ему казался «картиной комфорта и восторга». В конце концов Вердура назвал свой визит «огромным успехом», потому что они вместе с художником начали работу над ювелирными украшений, которые впервые были показаны на выставке в галерее Жюльена Леви в 1941 году рядом с картинами Дали, а позднее и на выставке Дали и Миро в Музее современного искусства.

Работа Сальвадора Дали

Ф. ди Вердура "Аполлон и Дафна", золото, розовый турмалин, бирюза, рубины. Миниатюрный рисунок - Сальвадора Дали

«Святой Себастьян» из коллекции 2016 года от Дома Вердуры, на основе работы Вердура и Дали.


«Фулко и я попытались выяснить, рождены ли драгоценные камни для живописи или живопись для драгоценных камней. Мы уверены, что они появились на свет друг для друга. Это брак по любви»
С. Дали


Дизайн Ф. ди Вердуры броши «Медуза», 1941 год, пергамент, гуашь. Миниатюрный рисунок принадлежит Сальвадору Дали

Портсигар Паук. 1941 год. Золото, антикварная слоновая кость, опалы, жемчуг, лак, миниатюрная живопись — Сальвадора Дали

Карлос Алемани

В 1950-е годы Дали мечтал о более сложных и фантастических ювелирных проектах, к тому же он больше не принимал участия в общих выставках сюрреалистов, — они его исключили из своего движения. Дали провозгласил себя универсальным мастером, подобно тем, которые которые творили в эпоху Возрождения:


«Как паладин нового Ренессанса, я также отказываюсь ограничивать себя. Мое искусство помимо живописи включает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную науку (психо-ядерную, мистико-ядерную) и ювелирное искусство». В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями".


С. Дали «Чаша жизни», 1963 год, золото, желтые бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, пяпис-лазурь, с механизмом, приводящих в движение крылья бабочек. Фото: Richard Lozin

Танго вдвоем: Дали встречает Карлоса Алемани

Желание Дали осуществилось с появлением в его жизни ювелира Карлоса Алемани.

Уроженец Буэнос-Айреса Карлос Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, — изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.

С. Дали «Королевское сердце», 1953 год, золото, рубины, сапфиры, изумруды, аквамарины, хризолит, гранаты, аметист, жемчуг

Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.

С. Дали «Живой цветок», 1959 год. Фрагмент. Фото: www.cienpiesviajes.wordpress.com

С. Дали "Живой цветок", 1959 год. Золото, бриллианты, малахитовая основа

С. Дали "Живой цветок", 1959 год

До 1970 года гений сюрреализма создал всего 39 эскизов, по которым были сделаны 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который покупал и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году собрание стало собственностью саудовского магната, а затем было распродано трем коллекционерам из Японии.

В 1999 году Фонд Гала — Сальвадор Дали выкупил ювелирную коллекцию за 5,5 млн евро. Сегодня 39 украшений рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в Театре-музее в Фигерасе.

С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Фрагмент. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц. Фото: Richard Lozin

С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц. Фото: Richard Lozin


«Разница между настоящими драгоценностями и фальшивыми в том, что подделка всегда выглядит более реальной — более сверкающей. Поэтому появляется очень заманчивая идея — сделать настоящие драгоценности настолько обманчивыми, чтобы они могли походить на фальшивые» —
С. Дали


С. Дали, К. Алемани. Брошь «Сердце из медовых сот», 1949 год, золото, бриллианты, рубины

С. Дали. Ожерелье с переплетенными конечностями (Хореографическое ожерелье), ок. 1964, золото, бриллианты, аметист, сапфир

С. Дали «Лебединое озеро», 1959 год, золото, бриллианты, аквамарины, изумруды, сапфиры, горный кристалл. Фото: Richard Lozin


«Антропоморфные темы вновь и вновь появляются в моих украшениях. Я вижу человеческую форму в деревьях, листьях, животных; я вижу звериные и растительные очертания в людях…
…Мое искусство в живописи, бриллиантах, рубинах, жемчуге, изумрудах, золоте, хризолите показывает, как происходят метаморфозы; люди творят и сами меняются. Когда они спят, они перевоплощаются — в цветы, растения, деревья. Новое преображение происходит на Небесах. Тело вновь становится венцом творения и достигает совершенства".

С. Дали «Рука в форме листа», 1949 год, золото, изумруд, рубины. Фото: Richard Lozin

«В ювелирных изделиях, и во всей моей творческой деятельности я создаю то, что люблю больше всего… В моих работах подчеркивается логарифмический закон, а также взаимосвязь между духом и материей, между пространством и временем»
С. Дали



С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды. Фото: Richard Lozin

С. Дали, К. Алемани «Pax Vobiscum», 1968 год, золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве. Фото: Richard Lozin

С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды. Фото: Richard Lozin

Дали об отношении времени и пространства:


«Я осознавал связь между временем и пространством с детства. Однако мое изобретение „мягких часов“ — вначале в живописи, а затем в 1950 году в золоте и драгоценных камнях — привело к разделению мнений: с одной стороны — к одобрению и пониманию, а с другой — скептицизму и недоверию.

Сегодня в американских школах мои „мягкие часы“ показывают, как пророческое выражение текучести времени — неделимости времени и пространства. Скорость путешествие в наше время (космические полеты) подтверждает эту веру. Время не застывшее, оно текучее».
С. Дали «Постоянство памяти», 1949 год, золото, бриллианты, эмаль, часы с механизмом Jaeger LeCoultre 426

С. Дали, К. Алемани. Клипсы Телефоны, 1949, золото, бриллианты, рубины, изумруды

Дали о легкомыслии некоторых драгоценностей, которые сам придумал:


«Они иллюзорны! Украшения Дали совершенно серьезны. Я рад, что люди улыбаются, глядя на сережки-телефоны. Улыбка — это приятно. Но эти серьги, как все мои ювелирные работы, серьезны. Они представляют ухо, символ гармонии и единства. Означают скорость современных средств коммуникации, надежду и опасность в мгновенном изменении мысли».

На фото вверху. 1. Мадонна Аквамарин, 1953, золото, бриллианты, аквамарин. 2. Истекающий кровью мир, золото, бриллианты, рубины, жемчуг. 3. Офелия, 1953, золото, кварц, гранат, жемчуг. 4. Медаль мира, 1954, золото, бриллианты, лазурит. 5. Кольцо Улитка, 1949, золото, бриллианты, сапфир. 6. Кольцо Корсет, 1949, золото, бриллианты, жемчуг.

Но что, по мнению Дали, составляет наибольшую ценность?


«Украшенные драгоценными камнями изделия — орнаменты, медали, кресты, предметы искусства — не были задуманы для того, чтобы оставаться инертными в бронированных камерах. Они были созданы для того, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, пробуждать воображение и выражать убеждения…»


С. Дали, К. Алемани «Сердце граната», 1949 год, золото, бриллианты, рубины

«…Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не будут выполнять функции, для которых они были созданы. Таким образом, зритель становится их последним создателем — глаз зрителя, его сердце и разум, сливаясь с большим или меньшим пониманием намерений художника, — дают им жизнь».
Сальвадор Дали

Дали обладал не только «постоянством памяти», но и постоянством в сердечных делах, что большая редкость для представителей богемы. Гала была его музой, подругой, женой, возлюбленной. Для любимой Дали сделал роскошную брошь «Рубиновое сердце», украшенную 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Механизмом внутри броши заставляет «сердце Дали» биться до сих пор.

Сальвадор Дали и Гала. Испания. Фото: Jerry Cooke/Corbis

В публикации использованы материалы: theadventurine.com, vickielester.com, salvador-dali.org и Комментарии Сальвадора Дали к каталогу коллекции ювелирных изделий, 1959 года. Заглавная иллюстрация: Фотография Philippe Halsman «Сальвадор Дали со своим произведением «Глаз времени», 1947 год.

Далеко не все знают, что помимо неоценимого вклада в живопись, Сальвадор Дали успел попробовать себя в роли мастера ювелирного дела. Драгоценности по его эскизам необычны, как и каждое творение, которого касались мысли и руки эпатажного мастера.

Впервые к созданию украшений Дали обратился в 1941 году. "Визитной карточкой" всех его ювелирных изделий была цветовая насыщенность: самое "солнечное" жёлтое золото, рубины, сияющий белизной жемчуг, кровавые кораллы, самые колоритные изумруды, густо-синие сапфиры, ослепительно чистое серебро...

Этот особенный подход Дали к прикладному искусству отразился и в броши, названной им "Глаз времени".

Созданию броши-часов "Глаз времени" (1949 или 1951 годы) предшествовала многообразно разработанная художником тема "видения". В ювелирном изделии все стадии "расширенного до бесконечности смысла" живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе "pave".

Брошь была разработана Сальвадором Дали в 1949 году совместно с Alemany & Ertman. Сначала это был подарок его возлюбленной, но позже Карлос Алемани — представитель ювелирного дома "Алемани и Эртманн" (с разрешения художника) сделал копии броши. Получилось целых двадцать "глазок времени".

Рассмотривая внимательнее известную брошь: веки сделаны из платины, инкрустированной бриллиантами, уголок глаза, из которого стекает драгоценная слеза, украшен рубином-кабошоном. На месте глазного яблока помещены золотые часы, панель которых окрашена голубой эмалью.

Впервые публика увидела драгоценности, придуманные эпатажным Сальвадором, на миланском Триеннале 1954 года. А в 1959 году Дали устроил фотосессию придуманных им украшений. Мастер позировал лично, также задействовав голливудских актрис.

Современников Дали несколько шокировало претенциозное "око" длиной около восьми сантиметров. Но уже в наши дни изысканная драгоценность - одна из прижизненных брошей-глаз The Eye of Timeсо ушла с аукциона Dreweatts в Ньюбери (графство Беркшир) а £75,000 (без комиссии). Итоговая цена превысила все ожидания, так как оценивалось изделие в £8,000—12,000. Новый владелец, пожелавший остаться неизвестным, является коллекционером часов из США.

Представитель аукционного дома Джеймс Николсон (James Nicholson) отметил: "Это ювелирное изделие создано маленьким тиражом примерно в 20 экземпляров. Поэтому появление его на рынке вызывало огромный интерес у ценителей прекрасного. Борьбу за лот вели коллекционеры с США, Европы, Великобритании и Дальнего Востока. Такой интерес можно объяснить желанием коллекционеров приобрести именно ювелирные работы великого сюрреалиста".

Сегодня изысканная брошь работы Дали растиражирована ювелирными гуру в бесчисленных вариантах. И остается по-прежнему актуальной: ведь человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее.